Вверх

Дети с аутизмом: как лечить, как учить

Количество детей с аутистическими расстройствами в Беларуси неуклонно растет: с 2005 по 2012 год их число увеличилось в 2,8 раза – с 251 до 699. 

Как сообщает Главный внештатный детский психиатр Министерства здравоохранения РБ, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ Инна Пятницкая, на 1 октября 2013 детей с официально установленным диагнозом «расстройство аутистического спектра» стало еще больше – 786 человек. Рост отмечается во всех областях республики, особенно в столице.

Проблемы и поиски решения

В большинстве стран Западной Европы и Северной Америки развитие системы помощи детям с расстройствами аутистического спектра было связано с борьбой родителей за права своих детей. В Беларуси наиболее активную часть родителей объединяет Международная благотворительная общественная организация «Дети. Аутизм. Родители». Члены организации сумели добиться корректив в оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи на межведомственном уровне.

Так, в детсадах и школах открыты группы и классы интегрированного обучения и воспитания для детей с аутистическими расстройствами. На базе минской вспомогательной школы-интерната №  7 выделены помещения для открытия ресурсного центра комплексной помощи детям-аутистам. С родителями с расстройствами аутистического спектра ведется просветительская работа, и т.д.

Тем не менее, проблем по-прежнему много. Одна из главных – низкий уровень системы ранней диагностики и мониторинга пациентов с расстройствами аутистического спектра.  Осведомленность как родителей, так и специалистов о ранних проявлениях аутизма оставляет желать лучшего. Как следствие – родители детей-аутистов поздно обращаются за помощью.

Большую проблему представляет недостаточное количество специалистов (медиков, психологов, логопедов-дефектологов, педагогов), имеющих специальную подготовку и образование по вопросам оказания помощи детям с аутизмом. Недостаточно и кадровое обеспечение подразделений детской психиатрической службы, особенно в сельской местности. Не хватает врачей-психиатров, психотерапевтов, психологов, что также снижает доступность и качество оказываемой помощи.

Кроме того, Инна Пятницкая отмечает низкий уровень всех видов помощи семьям детей с особенностями развития.

Еще один острый вопрос – образование. В обычных школах нет условий для обучения детей с расстройствами аутистического спектра.

«Современные подходы в диагностике и реабилитации детей с аутизмом и другими дезинтегративными расстройствами требуют тесного взаимодействия образовательной, социальной и медицинской систем, общественных организаций, преемственности во взаимодействии реабилитационных структур и подразделений Министерства здравоохранения, оказывающих психиатрическую помощь детям», – комментирует Инна Пятницкая.

Куда пойти учиться ребенку-аутисту

«Нет лекарств, раз и навсегда излечивающих аутизм. Нет и достаточного уровня готовности общества принять детей с особенностями развития в свое ряды. А это для детей и родителей гораздо важнее, чем поиск волшебной таблетки», – говорит Главный внештатный детский психиатр Министерства здравоохранения Инна Пятницкая.

В столичной школе № 5 с нынешнего учебного года работает первый интегрированный класс для детей с аутизмом. Главной задачей класса является создание и дальнейшее распространение эффективной модели обучения детей с аутизмом в рамках общеобразовательной школы. Работа такой модели основана на признанных мировых методиках обучения детей с аутизмом с научно доказанной эффективностью – ABA (прикладной поведенческий анализ) и TEACCH (основы структурированного обучения детей с аутизмом).

Родители детей, которые учатся в этом классе, заключили договор о сотрудничестве с московскими специалистами на проведение цикла обучающих очных семинаров и вебинаров. Проект подразумевает участие в обучении не только команды специалистов уже существующего класса, но и открывающихся в других школах классов подобной модели.

Дополнительную информацию о работе класса можно получить по телефону (044) 500 04 51, Татьяна Голубович.

В следующем учебном году количество интегрированных классов для детей с аутизмом в Беларуси планируется увеличить. Уже можно назвать некоторые учебные заведения, которые готовятся к приему первоклассников с подобными особенностями развития – это минские школы №№ 5, 76, 81, 104, 108. Школы найдут возможность ввести в штат тьюторов (в штатном расписании они называются помощниками воспитателей), создать адаптированную под особенности детей-аутистов обучающую среду.

Дополнительную информацию можно получить по телефону (029) 642 58 46, Татьяна Яковлева (председатель совета МБОО «Дети. Аутизм. Родители»).

Научитесь с ним общаться!

Серьезная проблема – неумение окружающих общаться с ребенком-аутистом.  Приводя своих детей в массовые учреждения образования, родители сталкиваются с непониманием их особенностей педагогами, одноклассниками и родителями одноклассников.

«В ближайшие недели мы запустим проект «Аутизм: просто понять», – сообщают в МБОО «Дети. Аутизм. Родители». – Белорусские родители создают сайт о своих детях с аутизмом – для всех детей и взрослых, которым близки понятия «дружба» и «взаимная поддержка», кто принимает идеи интеграции и инклюзии. Понимание – это главное, в чем нуждаются наши дети. И, как показывает наш опыт, понять их не очень сложно. Было бы взаимное желание уважать чужую индивидуальность. На нашем сайте вы найдете истории 20 детей, которые очень хотят общаться, дружить, искать свое место в обществе. Эти страницы будут регулярно обновляться».

Для педагогов на сайте будут размещать материалы СМИ на тему обучения детей с аутизмом в Беларуси и других странах.

Кроме того, для школьников, рядом с которыми учатся дети с аутизмом, а также для всех, кто желает получить начальное представление об общении с такими детьми, создается компьютерная игра «У моего друга – аутизм».

Кстати, силами родителей – участников МБОО «Дети. Аутизм. Родители» не только создаются компьютерные игры об аутизме, но и пишутся книги. На днях выйдет из печати небольшой сборник сказок «Аутилиус», написанных одной из мам.

Дополнительную информацию можно получить по телефону (044) 500 04 71, Ирина Дергач (руководитель проекта «Аутизм: просто понять»).

Жизнь после школы

Что делать молодым людям с аутизмом, которые оканчивают школу? «Мы думаем об этом уже сегодня, – признаются в общественном объединении. – Начавшийся проект «Happy Home» – это мастерские, персоналом которых будут люди с аутизмом».

Мастерские дадут 20 постоянных рабочих мест для взрослых людей с аутизмом и возможность регулярного обучения 40 детей навыкам работы в подобных условиях в будущем.

«Happy Home» – проект, который не просто сделает жизнь наших ребят лучше, – уверены в МБОО «Дети. Аутизм. Родители». – Это первая показательная модель положительного опыта работы людей с аутизмом в Беларуси. Мы надеемся, проект поможет государству изменить свою политику в отношении рабочих мест и сопровождения людей с особенностями. Покажет перспективу сокращения затрат на социальное обслуживание семей, расходов на содержание интернатов, получения прибыли от налогов работающих родителей и их детей».

Для реализации проекта планируется привлечь собственные средства родителей, участвующих в проекте, средства инвесторов и благотворителей. Снизить стоимость поможет волонтерская помощь, а также участие партнеров – польского фонда «Synapsis».

«В данный момент проект уже в стадии воплощения в жизнь. Мы нашли помещение на условиях льготной аренды, делаем в нем ремонт за счет собственных средств, привлечения спонсорской помощи, помощи Мингорисполкома», – рассказали в общественном объединении.

Проект создается не ради кратковременной выгоды, а как способ изменения социальной политики государства. В будущем планируется расширение деятельности «Happy Home», открытие сети магазинов по продаже продукции мастерских, а также гостиницы, в которой смогут жить и работать люди с аутизмом.

Дополнительную информацию о проекте можно узнать по телефону (044) 500 04 68, Инна Белоусова (руководитель проекта «Happy Home»).

Источник: interfax.by