Вверх

Аутизм: тихая эпидемия?

Слово «аутизм» знакомо многим. Большинство людей более или менее правильно скажут, что это заболевание, тесно связанное с нарушениями в психике человека. Но вокруг аутизма сложилось очень много стереотипов, которые мешают правильно воспринимать носителей болезни – аутистов.

Очень часто можно услышать о необычных и даже уникальных способностях аутистов. В определенном смысле романтизации аутизма поспособствовал кинематограф. Кто не видел того же «Человека дождя», в котором аутичного гения сыграл Джастин Хофман?  Или фильм «Меркурий в опасности», где мальчик-аутист взламывает секретный код ФБР?

Однако на самом деле незаурядные способности ни в коем случае нельзя считать визитной карточкой аутистов. В реальности их проявляет лишь очень небольшая часть людей, страдающих от аутизма. (При этом, в областях, лежащих вне проявлений синдрома, они могут демонстрировать очень слабую умственную полноценность, а то и вовсе отсталость.)
Аутизм по сути является симптомом психического нарушения, свидетельством патологических процессов в мозге, которые могут оказаться как слабовыраженными, не затрагивающими интеллект, так и наоборот, очень глубокими. Поэтому среди аутистов можно встретить и неординарных программистов, и людей, не способных освоить простейших функций.

Эпидемия аутизма

В последнее время в прессе можно довольно часто встретить сообщения о том, что случаи аутизме  среди детей учащаются, и вообще – миру грозит эпидемия аутизма. Но аутистов вряд ли стало рождаться гораздо больше. Просто в связи с довольно интенсивным изучением аутизма, в этой области стало больше специалистов и расширились границы аутистического спектра.

Обычно, когда речь заходит об аутизме, подразумевается так называемый классический аутизм. Но статстически к аутистам причисляются и люди аутичного спектра, при котором расстройства проявляются в более щадящей форме и выглядят для окружающих скорее как странные привычки. Некоторые специалисты считают аутистами людей с диагнозом «синдром Аспергера», а сам синдром называют высокофункциональной формой аутизма.

Синдром Аспергера характеризуется нормальным либо высоким интеллектом, вплоть до гениальности, но при этом «аспергеры» отличаются нестандартными или слаборазвитыми социальными способностями (предположительно синдром Аспергера присутствовал у великого ученого Альберта Эйнштейна, писательницы Виржинии Вульф).

Откуда берется аутизм?

Психиатры проявляют к аутизму недюжий интерес, но данное заболевание – одна из самых загадочных патологий. Многие из известных фактов об аутизме являются по своей сути гипотезами, неизменно вызывающими массу споров у тех, кто более или менее близко знаком с болезнью. Нет также точного и однозначного ответа на вопрос, откуда берется аутизм.

Существуют версии о генетическом происхождении болезни. Есть гипотезы о приобретаемом характере аутизма. В частности, предполагается, что свою роковую роль играют пренатальные факторы: например, диабет или краснуха во время беременности, контакт с пестицидами или фолиевой кислотой, высокий уровень стресса матери и др. Или постнатальные факторы, которые могут провоцировать аутизм уже после рождения: отравление свинцом или ртутью, аутоиммунные заболевания и всевозможные вирусные инфекции. Но главной опасностью для ребенка считают прививки, особенно комбинированные вакцины вроде КСК (от кори, свинки и ветрянки).

Независимо от того, врожденный аутизм или приобретенный, излечению эта болезнь не поддается. Вместе с тем существуют методики, которые позволяют обучать аутистов письму, самообслуживанию, способам контактировать с окружающими, рабочим навыкам – словом, вещам, которые бы облегчали жизнь аутиста в социуме, в этом, в сущности, враждебном для него мире.

Признаки аутизма

Коварство аутизма в том, что его невозможно диагностировать в период беременности и при рождении ребенка. Только со временем накапливаются признаки, позволяющие заподозрить у малыша аутизм. Начать проявляться они могут довольно рано, в первые недели жизни, но чаще всего родители ребенка не замечают их, а если и замечают, не придают тревожного значения.

Еще один из очень сложных моментов заключается в том, что нюансы в поведении, которые вызывает аутизм, у разных детей могут проявляться по-разному. Шведский психолог Ирис Юханссон - обладательница уникальной истории: будучи аутисткой она смогла интегрироваться в обычный мир, создать семью и сделать карьеру. Из аутичного мира ее в свое время вытащил отец, простой фермер, который решил, что с его дочкой что-то не так, когда Ирис было три месяца от роду. Девочку тогда ужалила в нос пчела, а она не издала ни звука…

Нарушение эмоциональных связей – это один из характерных симптомов аутизма: аутисты плачут и смеются по каким-то очень специфическим глубоко внутренним причинам, которые с нашими, «нормальными», практически не соотносятся. Другой свойственный аутизму признак - сложности в коммуникации. Аутисты не погружены в себя и не отгорожены от мира, как это часто представляется. Они просто не знают, как нужно общаться: психические механизмы, которые обеспечивают коммуникацию обычным людям, у них не работают.

Как это может проявляться у детей? Например, малыш не фокусирует взгляд на матери, не улыбается, не кладет головку на плечо, когда его берут на руки, не принимает удобную, привычную для всех детей позу во время кормления грудью, а лежит отстраненно, застыв «столбиком». Эти дети слабо реагируют на различные зрительные и слуховые раздражители, они иногда кажутся глухими и слепыми.

У них также могут проявляться поведенческие особенности. Например, такие характерные признаки аутизма, как двигательные стереотипии - ребенок то и дело трясет ручками, водит пальцами перед глазами, кружится, раскачивается, бегает по кругу, издает звуки языком и щеками и т.д. Практически у всех детей наблюдается повышенная чувствительность к резким звукам, шуму, свету (яркому солнцу, огню). В связи с этим они могут бояться шума пылесоса, сигналов автомобиля и звуков сигнализации, звуков дрели, кухонного комбайна, а также они боятся кошек, собак, высоты, темноты и пр, причем эта боязнь приобретает гипертрофированные черты и сопровождается очень тяжелыми эмоциональными реакциями.

Речь у аутичного ребенка может проявиться довольно рано, но в дальнейшем может сойти на нет. У говорящих детей она довольно специфична - механическая, отрывистая, безэмоциональная в нашем привычном понимании. Многие аутисты страдают эхолалией (автоматическое, неконтролируемое повторение услышанных слов).

Источник: medikforum.ru