Вверх

Шестимесячные дети понимают связь между словами

Родителям может казаться, что младенец не слушает, о чем они говорят между собой, но это совсем не так.

Группа исследователей из Университета Дьюка (США) под руководством психолога и нейробиолога Элики Бергельсон уже несколько лет занимается изучением развития речи у детей раннего возраста. В 2012 году Бергельсон и ее коллеги сделали сенсационное открытие – у шести-девятимесячных детей, которые еще не умеют ходить и говорить, уже присутствует базовое понимание значений слов, связанных с едой и частями тела.  

Результаты нового исследования, опубликованные в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, демонстрируют, что даже в полугодовалом возрасте младенцы способны понять – некоторые слова и понятия, которые они обозначают, связаны между собой в большей степени, чем другие. К примеру, слова «машина» и «коляска» ближе друг к другу, чем «машина» и «сок». При этом, чем больше родители обсуждают эти конкретные объекты в присутствии детей, тем лучше те разбираются в этих сложных материях.

Это открытие ученые сделали, пригласив к себе в лабораторию шестимесячных малышей с мамами. Детям показывали на экране компьютера пары картинок, на которых были изображены предметы, так или иначе связанные между собой, как, например, рука и нога, или же не имеющие такой связи, например, нога и пакет молока. Мамам, которые не могли видеть экран, должны были четко назвать один предмет из пары, в то время как специальное устройство отслеживало направление взгляда ребенка.  

Оказалось, что малыши дольше задерживают взгляд на названной мамой картинке, если два изображения в паре не связаны между собой. «Они не понимают полностью “взрослое” значение слова, но, судя по всему, способны распознавать присутствие или отсутствие чего-то общего в значении тех или иных слов», – пояснила Бергельсон.

Ученые также решили проверить, как коррелируют успехи малышей в лаборатории с тем, что они слышат дома. Чтобы иметь возможность наблюдать за жизнью младенцев, каждому из них подарили красивый нагрудник, снабженный крошечным звукозаписывающим устройством, и попросили мам надевать детям обновку, включая запись на весь день. Кроме того, младенцам выдали шапочки, оборудованные маленькими видеокамерами, чтобы записывать, как с ними общаются родители, бабушки, дедушки или няни.

Анализ всей собранной информации показал, что чем больше времени родители говорят о чем-то, что непосредственно присутствует здесь и сейчас, что можно увидеть и осознать, тем лучше понимает ребенок, о чем идет речь. Например, если мама или папа говорят: «Это мой любимый карандаш», держа при этом карандаш в руке, малыш способен узнать что-то о карандаше, базируясь на том, что он видит. Если же родители говорят: «Завтра мы пойдем посмотреть на львов в зоопарке», у ребенка нет никаких зацепок, чтобы понять, что значат все эти слова.

«Мое послание родителям остается прежним – чем больше вы говорите с ребенком и в присутствии ребенка, тем лучше, – подчеркнула Бергельсон. – Потому что они в этот момент вас слушают и учатся, даже если вам кажется, что это не так».

Источник текста и фото: deti.mail.ru